Цифра, несущая успех

Цифра, несущая успех

Как традиции и новации двигают бизнес в тяжелые для экономики времена

Мировая пандемия нанесла серьезный удар по мировой и российской экономике. Оценивать последствия еще рано, но по прогнозам эпидемия обойдется мировому ВВП в $28 трлн. в течение ближайших пяти лет. У нас в стране эксперты говорят о падении показателей ВВП на 10 и более процентов. Многие предприятия приостановили производство. Выстроилась очередь за помощью к государству из небедных ранее отраслей: нефтянка, оборонка, финансовый сектор.

Однако, есть компании, которые не только сохраняют, но даже существенно улучшают свои экономические показатели. Не за счет госбюджета, а благодаря эффективным управленческим решениям и грамотному внедрению цифровых технологий.

Одна из таких успешных компаний – ТД «Зерно Заволжья», которая без малого двадцать лет работает на зерновом рынке Волгоградской области и в ряде регионов Центра и Юга России.

Создатель и руководитель предприятия Рашид Карсаков, по сути, потомственный хлебороб – его родители работали в сельском хозяйстве Старополтавского района. Именно с родных пенатов строительством в 2004 году в селе Гмелинка элеватора началось развитие предприятия. В настоящее время компания располагает 11 элеваторами, семь из них построены «с нуля». Примечательно, что возводятся новые сооружения с новой высокотехнологичной «начинкой», что позволяет снизить энергозатраты в 8-9 раз.

Родная старополтавская земля не подкачала и в 2012 году, когда для минимизации рисков невозврата НДС при экспорте с/х продукции было принято решение о развитии собственного сельхозпроизводства. Так появилось ООО «Калининское», в процессе деятельности которого обработано свыше 20 000 га залежных и брошенных земель, многие из которых не использовались по 5-10 лет. В настоящее время предприятие имеет в своем распоряжении около 29 500 га пашни, обрабатываемой современной сельскохозяйственной техникой.

Затем на территории области были созданы с/х предприятия в Дубовском и Ольховском, Жирновском, Иловлинском, Новониколаевском, Фроловском и Кумылженском районах. Общий объем пашни – 110 тыс. га. Из них 70 тыс. гектаров возделываемой почвы – это целинные и брошенные земли. Основная масса вводимых в сельхозоборот земель пришлась на 2016-2017гг. С увеличением банка земли росло количество рабочих мест. За последние четыре года штат сотрудников вырос на 500 человек. Предприятия занимаются в основном выращиванием пшеницы и подсолнечника. В этом году валовый сбор пшеницы – 139 тыс. тонн. Урожайность 38,5 центнеров с гектара, при средней по области 27 ц/га.

Уверенное развитие – главный принцип компании, сформулированный генеральным директором в одной фразе: «Шаг на месте равен двум шагам назад».

Стремительная экспансия на зерновом рынке стала возможна исключительно за счет жесткого исполнения контрактов. Ответственный подход к ведению дел – первый шаг к доверию, без которого невозможно развитие бизнеса прежде всего за пределами региона. Предприятия Торгового дома «Зерно Заволжья» расположены не только в Волгоградской и соседней Тамбовской областях, но ещё и на Кубани, где традиционно с настороженностью относятся к «чужакам».

В настоящее время в холдинге помимо трейдерских компаний, занятых торговлей зерном, 11 элеваторов и столько же сельхозпредприятий, которые собственники по-старинке называют «колхозами».

В производстве занято свыше 600 человек. Несмотря на постоянную автоматизацию и цифровизацию оборудования и производственных процессов, наблюдается увеличение рабочих мест в основном за счет введения новых производств и расширения географии.

Рост показателей компании в основном связан с цифровизацией. На текущий момент «Зерно Заволжья» - самое продвинутое в цифре предприятие в сельском хозяйстве региона.
ЦИФРА, НЕСУЩАЯ УСПЕХ

По оценкам экспертов, компания обошла в этом направлении своих конкурентов как минимум на два года. Оцифрованы процессы в логистике, торговле, учете зерна, контроле качества и количества зерна на элеваторах. Весь этот гигантский объем информации работает слаженно и эффективно благодаря своей же платформе, программе, написанной с учетом всех технологических процессов каждого из подразделений. Другими словами, цифровизация позволяет ускорить вывод продукции на рынок. Только что купленное зерно в считанные минуты находит свой лот на мировом рынке зерна. Плюс доведенная до совершенства логистика. И главное – любое действие направлено машиной на конечный результат. Естественно, это не уменьшает роль человека, а лишь является хорошим инструментом в руках грамотных специалистов. Впечатляет мониторинговый центр, своего рода «мозг» организации, где на десятках мониторах онлайн представлены все самые важные производственные участки и процессы.

Такой подход - мечта не только честного производителя, но и государства, которое давно пытается сделать прозрачным рынок зерна. Когда каждое зернышко, произведенное в России, отслеживается до конечного потребителя в Турции, Нигерии, Японии или Китае, учитывая, что только с 2017 по настоящее время объем экспорта составил более 1 млн. тонн. ТД «Зерно Заволжья» уже давно работает в этой системе. Следует заметить, что безупречная практика уплаты налогов, исключающая возможность ошибки, в целом позитивно влияет на рынок зерна. Ко всему, с недавних пор экспортер несет консолидированную ответственность по уплате налогов всей цепочкой производителей продукта.

На сегодняшний день ТД «Зерно Заволжья» - самый крупный представитель рынка зерна в Волгоградской области. В орбиту деятельности компании вовлечены более тысячи сельскохозяйственных предприятий региона.

Рашид Карсаков так видит формулу успеха: «Наш экономический эффект состоит из ряда факторов. Главный из них, конечно, цифровизация. Высокая производительность труда идет на втором месте. В сельском хозяйстве, конкретно в производственной сфере, количество работников на гектар в наших хозяйствах – одно из самых низких по Югу России. Если, к примеру, в одном предприятии Ростовской области (наши партнеры) на тысячу гектар приходится 9,6 единиц работающих, то у нас 1,7 . То есть, условно, два человека обрабатывают 1000 гектаров земли. При этом численность сотрудников растет из года в год за счет введения новых производственных мощностей и в первую очередь пахотных земель».

О работающих в компании сотрудниках следует сказать отдельно. Всё это – высококлассные специалисты, получающие достойную зарплату. Больше того, для обеспечения своих сотрудников экологически чистыми продуктами животноводства, было создано специальное производство. С развитием направления, отдельные продукты (молоко, масло, творог) стали поступать и в розничную сеть Волгограда.

Почему, вопреки нынешней тенденции, собственники не уходят в кэш и не вывозят прибыль за границу, а продолжают вкладываться в производство? На этот вопрос Рашид Карсаков отвечает просто: «Это наша родная земля. Она нас кормит. И мы ей благодарны».

Возврат к списку